Дизельные двигатели типа Д 180 предназначены для установки на тракторы, экскаваторы, подъемные краны, дизельные генераторные установки и другие машины. Многолетний опыт эксплуатации, современные технические решения и передовая технология изготовления обеспечили высокую надежность работы экономичных и долговечных дизелей ЧТЗ, приспособленных для работы в самых тяжелых условиях в различных климатических районах от -40°С до +40° С. Дизель Д 180 многотопливный. Он может работать как на дизельном топливе, так и на керосине или газовом конденсате.
Во второй половине 2009 года на Челябинском тракторном заводе произведена модификации бульдозеров типа Б10М с модернизированной моторной установкой.
На эту модификацию трактора устанавливается дизельный двигатель Д180М1 с измененным картером и масляной системой. Изменена и конструкция масляного насоса. В нем отсутствует сливной клапан и изменен центральный маслоприемник. Заправочная емкость картера и производительность масляного насоса сохранены. Масляный насос с маслоприемником, развернутым на 180? относительно трубы, может быть применен и на дизелях Д180М.
Картер имеет в нижней части полость для охлаждающей жидкости (ОЖ), которая предназначена для подогрева масла при работе предпускового подогревателя, и еще одну полость, через которую проходят отработавшие газы предпускового подогревателя, дополнительно нагревающие охлаждающую жидкость (при установке ПЖД-30).
На тракторе вместо масляного радиатора дизеля установлен жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), с левой стороны двигателя (под воздухоочистителем), который подключен одновременно к системам охлаждения и смазки. Охлаждающая жидкость от водяного насоса поступает внутрь ЖМТ, проходя по трубкам охлаждает масло, находящееся вокруг трубок, и через заднюю крышку поступает в блок дизеля.
Масло поступает в корпус ЖМТ из главной масляной магистрали через специальный клапан, открывающийся при давлении 1 кг/см?. Это сделано для того, чтобы при работе маслозакачивающего насоса перед запуском дизеля создать давление в главной масляной магистрали (при отсутствии клапана масло уйдет через ЖМТ на слив в картер). После ЖМТ масло сливается в блок дизеля через узел слива масла от турбокомпрессора.
Для предпусковой подготовки дизеля, наряду с ПЖД-30, может быть применен новый подогреватель "HYDRONIC 12", который устанавливается слева на портале рамы рядом с блоком радиаторов. Такое расположение исключает повреждение подогревателя при деформации защиты дизеля и заливание водой при работе в болотистой местности или преодолении брода. Обеспечивается противопожарная безопасность при разработке угольных отвалов. Использовать подогреватель "HYDRONIC 12" можно как с электростартерной системой пуска (ЭССП), так и с пусковым двигателем П-23У, в то время как ранее устанавливавшийся "HYDRONIC М30" - только с ЭССП.
На дизельном двигателе Д180М1 установлен ограничитель дымления, который при снижении расхода воздуха (чрезмерное засорение фильтрующих элементов воздухоочистителя, снижение производительности турбокомпрессора по различным причинам и др.) автоматически уменьшает подачу топлива, предотвращая повышенное дымление и выход из строя деталей поршневой группы из-за перегрева, вследствие нарушения оптимального соотношения количества топлива и воздуха.
Ограничитель дымления и жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) не требуют специального ухода кроме наблюдения за отсутствием утечек охлаждающей жидкости и масла в установке ЖМТ, а также целостностью трубки подачи наддувочного воздуха в пневмокамеру ограничителя дымления.
Характеристика | Значение |
---|---|
Тип | четырехтактный с турбонаддувом, 4-цилиндровый рядный |
Диаметр цилиндра | 150,0 мм |
Ход поршня | 205,0 мм |
Рабочий объем | 14,48 л |
Запас по крутящему моменту | 25 % |
Удельный расход топлива | 218 г/кВт*ч (160 г/л.с.*ч) |
Пуск дизеля | от электростартера или пускового двигателя |
Масса с электростартерным пуском | 1890 кг |
Масса с пусковым двигателем | 2095 кг |
Система охлаждения | жидкостная |
Система смазки | комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами |